Как Блокчейн изменит Искусство. Художники опять на передовой.

На протяжении всей истории человечества искусство, наука и новые технологии повсеместно и многогранно взаимодействовали. Блокчейн не является исключением. Рассмотрим влияние и интеграцию блокчейна в искусство.

Вначале я кратко опишу основные проблемы цифровой эпохи, потом на примере КриптоКотиков покажу как  они решаются и опишу как блокчейн помогает в решении этих вопросов. Затем отмечу несколько примеров использования технологии в мире искусства и приведу ссылки на порталы, которые уже позволяют творческим людям работать с ней. Закончу ссылками на известных евангелистов отрасли.

 

Где бы вы ни находили новые технологии, вы обнаружите, что творческие люди возились с ними. Будь то пещерные люди, использующие природные пигменты, чтобы нарисовать фигуру животных на стене или поэты средних веков, использующие печатную машинку для распространения своих произведений или современные фотографы, использующие фотокамеру для передачи красивого момента жизни – как правило именно креативные люди были новаторами использования технологий.

В результате технической революции произошли кардинальные перемены во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Новые технологии оказали влияние на художественную среду. В результате возник новый феномен искусства – цифровые искусства.

Под ними понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой. Появление цифровых искусств повлекло за собой появление новых художественных жанров и форм. Такие области как, например, трёхмерная анимация, дополненная реальность, интерактивные системы и интернет обнаружили небывало широкие творческие возможности.

Художники, пытаются применить новые технологии по-разному. В стремлении лучше выразить себя, они разбираются в них, подталкивая развитие и отслеживая границы своих возможностей.

 

Технология блокчейн уже влияет на индустрию искусства в мире. Но ещё интереснее то, как она обещает изменить наши отношения с искусством. Цифровой дефицит вносит новую ценность в виртуальные активы и переопределяет идею собственности. В конечном счёте, он переопределяет то, как мы понимаем и оцениваем цифровые творческие работы. Интерактивность и расширяемость токенов предлагает новые возможности для создания искусства и позволяет ему проникать в нашу жизнь беспрецедентными способами.

Многие мейнстрим аудитории предполагают, что единственное использование блокчейна – это криптовалюты. Криптокотики, криптоколлекционная игра стоит одной лапой в блокчейне, а другой в искусстве, поэтому естественно разработчики довольно много думали о том, что означает блокчейн для будущего искусства.

Криптокотики были созданы чтобы развеять миф о том, что применение блокчейна – это криптовалюты. Более $30млн в транзакциях и сотни тысяч родившихся котов хорошо себя чувствуют и продолжают двигаться по нелёгкому пути новаторов. Значительная часть этого успеха в том числе зависит от неизменно высокого качества художественных работ.

 

Как поменялось искусство в эпоху цифровых технологий

Творческие люди сильно пострадали с началом цифровой эпохи. При появлении интернета, владение и распространение цифрового искусства быстро стали головной болью. Дефицит стал невозможен: будь то цифровой рисунок, картина, фильм или песня – всё было легко скопировать и распространить. Художники были беспомощны в попытках защитить свою работу и не могли никоим образом предотвратить пиратство или доказать право собственности. Ценность цифровых произведений резко упала.

Появились различные компании, представляющие интересы звукозаписывающей индустрии, как например Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA). Они ещё больше ухудшили ситуацию, сделав пиратство более удобным для пользователя, чем официально одобренные решения.

Подумайте об этой ситуации, сравнив нахождение и потребление цифровых произведений в 90х годах и сейчас. В большинстве случаев стриминг или потоковое вещание – это основной способ распространения продукта: менее чем за цену от компакт-диска вы получаете доступ к сотням тысяч часов контента через сервисы типа Spotify. Конечно, на самом деле вы не владеете каким-либо из материалов, но художники не могут создать ничего, что не было бы возможно распространить. Единственными реальными победителями являются гигантские компании, которые выступают шлюзом для этого контента.

Интересный факт: мир искусства является одним из крупнейших нерегулируемых рынков на Земле, уступая только наркотикам. Это означает, что покупка и продажа предметов искусства может быть рискованным мероприятием, и многие коллекционеры вложили целые состояния в убедительные подделки. В традиционном арт-рынке власть держат галереи и брокеры, а независимые художники испытывают трудности защищая себя и свою работу.

 

Но блокчейн, который делает возможным цифровой дефицит и легко подтверждает права владения, решил эти проблемы.

Блокчейн упрощает противодействие подделкам, отслеживая историю работы от последнего мазка, до самой последней покупки. Технология точно укажет на подражателей и защитит покупателей и создателей.

Этот новый дефицит также способствует продажам. Теперь художники могут выпускать отдельные или ограниченные выпуски своих работ, которые гораздо более ценны для коллекционеров и поклонников. Кроме того, децентрализация открывает новые способы распространения этих произведений, забирая власть у посредников и возвращающая её людям, фактически создающим искусство.

Почему это важно? Ну, искусство определяет эпоху и место в нашей жизни; децентрализованный и неизменный характер технологии блокчейн означает, что эти истории будут длиться вечно и не могут быть подвержены цензуре или коррупции.

 

Искусство на блокчейне это просто.

Если суммировать вклад блокчейна в мир искусства, то можно его определить акронимом PIE – это персонализация, интерактивность и расширяемость.

  • Цифровые активы позволяют пользователям находить уникальные и единственные креативные работы, которое идеально подходят им. Как, например, криптокотики – существует 17 миллиардов возможных генетических комбинаций. Почти для каждого можно подобрать идеального котёнка, или вы можете вывести его сами.
  • Ваше цифровое приобретение может не только висеть на стене, но также использоваться как что-нибудь ещё. Он может сопровождать вас в видео-игре, взаимодействовать с вами в виртуальной или дополненной реальности или использоваться совершенно в новых областях, которые разрабатываются прямо сейчас. Мы говорим о KittyVerse, платформе, где сторонние разработчики используют криптокотиков для привлечения пользователей.
  • Разработчики всегда изобретают новые вещи, связанные с вашими цифровыми активами. По прошествии времени и вы сможете больше взаимодействовать с ними, они станут всё более ценными.
Цифровые котята, как пример

КриптоКотики – это децентрализованная игра, построенная на блокчейне Ethereum. Похожая технология обеспечивает работу нашумевшей криптовалюты Bitcoin.

Однако, в отличие от биткойнов, криптокотики – это не-взаимозаменяемые (non-fungible) токены криптоколлекций. Что это означает?

Подумайте об это так: банкнота в тысячу рублей, это всегда банкнота в тысячу рублей. Поменявшись ими со своим другом, у вас обоих останется по тысяче. У биткойна ценность точно такая же, они одинаковы, не важно какие биткойны у вас есть, важно только «сколько».

Не-взаимозаменямые токены, как криптокотики, различны. Каждый имеет свою ценность, рассчитанную как количественными факторами – редкостью, исключительностью, социальной значимостью, так и нематериальными соображениями, такими как личный смысл и эстетические предпочтения. Их нельзя просто обменять один на один. Фактически, криптокотик может иметь две совершенно разные стоимости для разных двух людей: бесполезный для одного и бесценный для другого. Как произведение искусства, криптокотик может означать что-то другое для каждого зрителя.

Это означает, что каждый кот уникален на 100%

Чтобы создать КриптоКотиков, технический директор компании Dieter Shirley работал совместно с Ethereum организацией, чтобы разработать токен стандарта ERC-721: новый не-взаимозаменяемый токен-сдандарт для блокчейна, который сейчас называют криптоколлекционным.

Эта разработка – одно из наиболее важных применений блокчейна по отношению к искусству, поскольку она позволяет связывать и управлять арт-работами. Давайте разберёмся как это происходит:

  1. Доказуемый цифровой дефицит
  2. Подлинность и анти-подделка
  3. Предоставление монетизации для создателей
  4. Изменение нашего отношения и взаимодействия с искусством.

 

Доказуемый цифровой дефицит.

Легко понять как он работает в физическом мире, потому что мы ограничены доступом к физическим произведениям искусства для взаимодействия.

Если у вашего друга есть картина, которую вам нравится, скажем оригинал Пикассо, то он не может просто скопировать и передать вам её. Вы можете отвезти картину домой и повесить в гостиной, но тогда ваш друг не сможет больше наслаждаться ею у себя дома. Чтобы взаимодействовать с картиной, вы должны иметь физический доступ к ней (конечно её всегда можно сфотографировать на смартфон, но я уверен, что мы согласны с тем, что это не то же самое).

В отличие от цифрового файла, вы не можете мгновенно дублировать и делиться этим физическим объектом. Копирование требует много времени талантов и ресурсов.

Даже если есть несколько копий работы, то дефицит остаётся фактором. Возьмите виниловую версию альбома Нирваны “Bleach”. Одно издание – это регулярный тираж, доступный на Discogs за 20 евро. А другое – это ограниченный тираж с использованием специального красного мраморного винила, обозначенного как 040/500, которое включает в себя дополнительный 7-дюймовый синий винил – эта версия продаётся за 1780 евро, не только потому что вы получаете больше, но потому, что оно более редкое.

В физическом мире коллекционеры оценивают предполагаемые пределы количества работ, установленных художником – исключительность работы в значительной степени способствует её ценности. Нирвана хотели, чтобы ограниченный выпуск “Bleach” был доступен только первым 500 поклонникам и в этом заключается его ценность. Обычный альбом по-прежнему остаётся коллекционным предметом, но он гораздо более широко доступен, и это отражается в более низкой цене.

Итак, как работает дефицит в цифровом мире?

До появления блокчейна, обеспечить такой же дефицит в цифровой среде было невозможно. Интернет позволяет скачать песни, кино, картинки – любую работу бесплатно в течение нескольких минут, затем мгновенно скопировать и распространить. Это ужасно для авторов.

Но сейчас блокчейн позволяет цифровому элементу быть единственным в своём роде, добавляя его в неизменную прозрачную запись в сети, которая отслеживает происхождение и право собственности. Он гарантирует, что цифровой ресурс не может быть дублирован несколькими нажатиями клавиш.

Это центральный компонент КриптоКотиков.

Возьмите двух котиков с картинки выше. Слева – фенси-кот «Шрёдингер», кот с ограниченным тиражом и специальным артом – точно так же, как и запись “Bleach” ограниченного тиража. Справа у нас просто нормальный котик, который симпатичен, но гораздо более распространён и, как результат, его можно купить по гораздо более низкой цене.

Вероятно вы думаете:”Разве я не могу просто скопировать и вставить картинку котика и владеть ей?”. Да, вы можете, но на самом деле вы не будете ей владеть (ERC-721 токен). Вы просто владеете низкого разрешения JPEG-картинкой этой работы. Вы не можете бридить этого котика, передать друзьям, использовать в других приложениях или продать его за любую стоимость.

Игроки действительно владеют своими криптокотятами или любыми подобными цифровыми активами – собственность которых поддерживается постоянной записью в блокчейне Ethereum. Веб-сайт КриптоКотиков – это просто объектив или витрина, благодаря которой вы можете просматривать свой ERC-721 токен, через их пользовательский интерфейс, арт-работу и игровой опыт. Вы можете покупать и продавать котят на нескольких других биржах, хотя они менее удобные для использования, а также использовать этот токен в других проектах платформы KittyVerse.

Вы можете взять любую современную игру, например World of Warcraft, Dota, Fortnite, Overwatch, Counter-Strike, и др. Весь прогресс ваших аккаунтов, все вещи, которые вы там зарабатываете – вам не принадлежат. Вы, скорее, арендуете у компании эти цифровые работы. В большинстве пользовательских соглашений указан запрет на передачу аккаунтов. Если компания обанкротится или закроется, то у вас ничего не останется. Вы не являетесь владельцами цифровых работ.

В то же время, несмотря на то, что компания AxiomZen создала криптокотиков, они не могут у вас их отнять. Даже если компания исчезнет, выпуск токенов может продолжаться и отображаться другими витринами.

 

Подлинность и анти-подделка

Вот два примера истории токенов из КриптоПанков и КриптоКотиков. Данные взяты из блокчейн-сети

Вы всегда можете установить происхождение токена и отследить его путь с момента выпуска до текущего владельца. Запись содержит все действия в которые токен был вовлечён. Эта информация хранится в блокчейне, она легкодоступна и неизменяема.

Создатели CryptoPunks, Matt Hall и John Watkinson также являются пионерами в музыкальной сфере и создателями «самой большой в мире музыкальной блокчейн платформы», новый стриминговый вебсайт, который пытается установить прямые отношения между музыкантами и слушателями.

 

Ещё один прекрасный пример компании, использующей блокчейн для обеспечения подлинности работ является Codex, «децентрализованный реестр для уникальных активов, таких как искусство, изысканные вина, часы и многое другое»

Эта платформа позволяет пользователям оцифровать и отправить запись о продукте в сеть Ethereum, используя запись Codex, состоящую из имени, описания, фото. Платформа будет записывать все истории транзакций из кошелька в кошелёк. Согласно Кодексу, «В искусстве и коллекционировании идентификация предмета является центром для его ценности. Покупка, продажа, получение страховки, кредит, предыдущие владельцы, история и подлинность постоянно проверяются и верифицируются»

Твиттер Jess Houglave, кофаундера Кодекса.

 

Предоставление монетизации для создателей

Блокчейн не только помогает создателям защитить своё искусство, но и помогает им монетизировать его. Отличным примером является DADA.nyc, платформа для создания арта и продажи его за эфир на их рынке арт-работ.

Существует два компонента DADA. Во-первых, это страница сообщества, социальная сеть, в которой пользователи могут общаться друг с другом в реальном времени через совместную работу – виртуальный дудл, в котором один человек рисует и передаёт эту часть, а другой отвечает своим собственным дудлом. Во-вторых, их арт-рынок, построенный на технологии блокчейн.

На рынке DADA представлены коллекции произведений искусства, которые постоянно встроены в блокчейн и не могут быть изменены. Покупатели могут проверить номера изданий, подлинность владения и автора. DADA выполняет здесь роль традиционной галлереи, а также оцифровки работы.

DADA предоставляет прозрачную информацию о том, как комиссия от продажи и все средства распределяются между продавцами, художниками и самими DADA и как компания использует свою долю для расширения их продукта.

Кофаундеры DADA Beatriz Ramos и Judy Mam.

 

Изменение нашего отношения и взаимодействия с искусством.

С помощью блокчейна, художник John Orion Young даёт своим поклонникам новый способ собирать и взаимодействовать со своими работами.

Когда вы покупаете работу Джона и становитесь “Joy” коллекционером, его смарт-контракт автоматически устанавливает новую цену для следующего покупателя. Это гарантирует Янгу некоторую прибыль, если вы продадите работу снова. Но ещё лучше то, что благодаря смарт-контракту, покупатель становится не только коллекционером, но и адвокатом работ художника, облегчая следующую продажу части JOY.

У Джона есть планы по созданию 3D/AR/VR мира “JoyWorld” – волшебное творческое пространство в виртуальной реальности, где вы сможете взаимодействовать с работами художника и другими поклонниками.

 

Краткий экскурс в деценетрализованные торговые арт-площадки

Здесь неполный список площадок, которые позволяют пользователям приобретать цифровые произведения искусства или цифровые предметы коллекционирования, которые привязаны к блокчейну и существуют в виде токена, который отображается как картинка, гиф-файл или другой медиа-файл.

 

OpenSea

Основан Alex Atallah и Devin Finzer

OpenSea – это рынок для криптоколлекций, где пользователи могут просматривать, покупать, предлагать ставки, собирать и продавать цифровые токены. Он включает в себя более пятидесяти категорий игр и других проектов. Интерфейс площадки также отображает токены на вашем кошельке, превращая его в персональную галлерею.

Мощным конкурентным преимуществом OpenSea является то, что в отличие от других площадок, которые позволяют просматривать только токены принадлежащие платформе, OpenSea позволяет получить доступ к частям криптокотиков, криптопанков, криптокьютиз и других площадок. Вы можете управлять, продавать покупать собирать их в одном месте.

 

SuperRare

Основан John Crain

SuperRare – это цифровой арт-рынок на блокчейне Ethereum. Их смарт-контракт позволяет художникам загружать ограниченные издания работ. Это похоже на владение лимитированным копией части работы, тогда как интеллектуальная собственность оригинальной части остаётся в распоряжении художника.

Их платформа находится в стадии бета-тестирования, но вы можете подать заявку на участие здесь. Или, если вы хотите что-то купить в коллекцию, просто перейдите на сайт и создайте кошелёк.

 

Rare Art Labs

Основан Kevin Trinh

Rare Art Labs – это арт-рынок в блокчейне Ethereum, который предлагает коллекционерам и художникам интернет-галерею для обмена редким цифровым искусством. Минималистичный юзер-интерфейс, курируемый список художников, к которым вы можете присоединиться через заявку и представить свои произведения. Возможность подписаться и отслеживать работы конкретных художников.

 

Евангелисты смешения Блокчейна и Искусства

The Creative Crypto

Основан студией SNDBX от Michael Lee и Kirk Finkel

The Creative Crypto – это онлайн журнал, посвящённый искусству, дизайну и развитию в криптопространстве. У них понятные статьи, дополненные красивым дизайном. Они доносят эзотерический криптоматериал совсем новичкам, сохраняя при этом его информативность.

 

Artnome

Сайт Jason Bailey

Artnome – это отличный источник контента, чтобы быть в курсе всего, что происходит в искусстве и блокчейне. Подкаст Джейсона Dank Rares регулярно посещают множество гостей и он бесценен для тех, кто хочет разбираться в тематике.

 

Art On The Blockchain

От DJ J Scrilla и Cynthia Gayton

Art On The Blockchain – один из наиболее информативных и последовательных подкастов, авторы которых погружаются глубоко в темы затрагивающие криптоарт и криптомузыку. Также DJ J Scrilla ведёт подкасты легко и непринуждённо, так что они не похожи на все другие унылые разговоры о криптопроектах.

 

Simon Denny

Simon Denny – художник, проживающий в Берлине. Он устраивает выставки по всему миру, на которых демонстрирует основные примеры инновационного творческого использования блокчейна в интерактивном режиме. 

 

Ещё один пример смешения технологий я описывал в новости об AR-стартапе Shape Immersive.

 

 

В заключение

Влияние новых технологий на искусство неоспоримо, а оно напрямую влияет на нашу жизнь, мы взаимодействуем с ним каждый день.

Вытащим ещё одну аналогию из области музыки: если вы полагаетесь на стриминговые сервисы, то вы не владеете этой музыкой, за которую платите. Если один из сайтов будет закрыт, то вы потеряете свою коллекцию.

Однако, если вы покупаете запись, то знаете, что у вас всегда будет к ней доступ. Блокчейн – это то же самое, но для цифровых активов. Когда вы приобретаете что-то цифровое, то теперь вы владеете этой вещью – звучит просто, но в виртуальном контексте – это революционно. Никто не может отнять цифровое произведение у вас. Даже если сайт или компания закроются, то если вы подключены к сети Ethereum, вы всегда сможете получить доступ к своему активу.

 

Сохранение художественных работ на блокчейне Ethereum означает:

  • Явность владения и происхождения
  • Прозрачный регистр всех транзакций
  • Новые методы монетизации для создателей
  • Истинное обладание предметами искусства
  • Работы становятся расширяемыми и могут использоваться не только как экспонаты

 

Мир неумолимо движется в будущему на блокчейне. Появляются новые сервисы, платформы и новые способы применения этой поистине удивительной технологии. И проекты, связанные с искусством находятся на передовой разработки децентрализованного мира

 

Спасибо Evan Keast, больше половины материала взято из его статьи.

Автор арта Guilherme Twardowski.

 

Подписывайтесь на наш твиттер (@kotobaza_co) и телеграм канал (t.me/kotobazaco) чтобы узнавать о новых новостях из мира КриптоКотиков, блокчейна и искусства.

Leave a Reply